Медико-техническая система "Вита"
Медико-техническая система "Вита" для мониторинга функционального состояния при массовых донозологических обследованиях школьников
А.П. Берсенева, Е.Ю.Берсенев, Ю.Н. Семенов (ГНЦ РФ Институт медико-биологических проблем РАН, Москва, Россия, Институт внедрения новых медицинских технологий «Рамена», Рязань, Россия)
Общие принципы мониторинга функционального состояния школьников
Проблема мониторинга функционального состояния организма у школьников включает два аспекта: во-первых, разработку методологии и технологий сбора информации и, во-вторых, разработку методов анализа и оценки этой информации. Технология сбора информации при массовых осмотрах школьников должна быть максимально простой, комфортной для детей и не требующей много времени. Вместе с тем, методология исследований должна быть научно обоснованной и максимально информативной. В наибольшей мере этим условиям удовлетворяет система регистрации электрокардиограммы с анализом вариабельности сердечного ритма дополненная автоматизированным анкетным опросом.
Анализ вариабельности сердечного ритма является научно обоснованной методологией донозологической диагностики, обеспечивающей получение информации о степени напряжения регуляторных систем, что позволяет судить об адаптационных возможностях организма. Этот метод прост, информативен и достаточно хорошо разработан. При записи ЭКГ имеется также возможность выявлять аритмии, что важно при обследовании детей.
При массовых донозологических обследованиях для анализа вариабельности сердечного ритма использовался аппаратно-программный комплекс «Варикард 1.41»
Формирование кардиоинтервалограмм из ЭКГ
Преобразование ЭКГ в кардиоинтервалограмму
Схема двухконтурной модели регуляции сердечного ритма
Образцы вариационных пульсограмм при тахикардии и нормокардии
Используемый в программном обеспечении комплекса "Варикард" алгоритм для распознавания и оценки состояния регуляторных систем разработан на основании анализа результатов многих тысяч исследований, как практически здоровых людей - работников различных предприятий, так и больных с различными заболеваниями на различных этапах развития болезни и в процессе лечения. При этом используется 10-балльная шкала для оценки функциональных состояний, на основе вычисляемого показателя активности регуляторных систем (ПАРС), которая изображается в виде "лестницы состояний". Для наглядного отображения результатов оценки функционального состояния по данным анализа вариабельности ритма сердца используется схема типа "Светофор". В ней предусмотрены ЗЕЛЕНАЯ, ЖЕЛТАЯ и КРАСНАЯ зоны состояний, которые соответственно характеризуют нормальное состояние человека, донозологические (переходные между здоровьем и болезнью состояния) и предпатологические состояния, требующие внимания врача.
Аппаратно-программный комплекс "Вита-2005Д" включает в себя четыре прибора "Варикард" Он дает возможность одновременно обследовать не одного школьника, а сразу 4-х человек. Это позволяет не только сократить общее время обследования, но и обеспечить однотипность условий исследования, так как в течение одного урока может быть обследован весь класс. Это важно потому, что результаты исследований в утренние часы (на первых уроках) и в дневные часы (на последних уроках) могут существенно различаться. При таком исследовании используется один компьютер к которому подключаются четыре индивидуальных блока регистрации и преобразования ЭКГ. На экране дисплея одновременно можно наблюдать все четыре электрокардиограммы и процесс их преобразования в кардиоинтервалы.
Комплекс "Вита -2005" прошел испытания при обследовании учащихся двух школ в г. Зеленограде. Обследовано около 1000 школьников в возрасте от 7 до 17 лет. Обследование включало в себя также анкетный опрос и антропометрические измерения. Полученные данные представлены в ряде докладов на данной конференции.
В настоящее время по результатам проведенных испытаний проводится усовершенствование комплекса "Вита-2005".
На следующем этапе, который планируется на осень 2006 г. Планируется ввести в строй:
1) Автоматизированное анкетирование на базе школьных компьютерных классов;
2) Второй уровень углубленных обследований для летей с выявленными факторами риска и начальными патологическими отклонениями.